VK
ENG
пн-пт: 10.00-18.00
VK

Московское метро. Подземный памятник архитектуры // Livelib (7.12.2017)

7 декабря 2017

В полноцветном издании, посвященном созданию и дальнейшим метаморфозам столичной подземки, приводится множество фото метро – причем многие из узнаваемых элементов станций раньше были другими, не сохранилась часть вестибюлей и оформления. Так, в смальтовом панно «Мир во всем мире», выполненном по эскизу П.Д. Корина и находящемся в перронном зале станции «Новослободская», медальон с профилем Сталина был заменен на голубя мира. 

В тексте рассказывается о том, какие цели ставились советским руководством при строительстве метро – помимо утилитарных, еще и пропагандистские. Метро в 30-е годы было моделью светлого будущего, демонстрирующего роскошь интерьеров подземных дворцов, доступных всем трудящимся, и удобство передвижений. «Метро служило наглядным аргументом — доказательством победы большевизма, поборовшего не только гидру мирового капитала, но и саму природу. По словам Л.М. Кагановича, московская гидрогеология оказалась «старорежимной, не сочувствующей большевикам». По мере строительства природа отчаянно сопротивлялась проседанием грунтов, селевыми затоплениями, аварийными обрушениями. Но и она подчинилась метростроевцам, еще раз подтвердив справедливость строк: «Нам нет преград ни в море, ни на суше…». В противостоянии миру капитала Московский метрополитен предъявлялся как главное свидетельство прорыва молодой Страны Советов в международной политике и экономике. Метро подавалось и воспринималось как символ строящегося социалистического общества. В политической и идеологической борьбе с буржуазным миром метро играло роль антипода капитализма и доказывало непоборимую мощь рабочего класса Советского государства. Ведь оно было построено собственными силами отечественных специалистов, из отечественных материалов, без иностранной помощи. Товарищ Каганович отмечал: «Московский метрополитен не может не вызвать уважение всего мира». Этот наглядный аргумент, по мнению политических вождей того времени и лично товарища Сталина, сделавшего ставку на воплощение идеалов собственной политики в архитектуре мегасуперобъектов, был неоспорим». 

Московское метро стало символом новой – советской культуры – и поэтому станции первой очереди демонстрировали разнообразие трактовок наследия мировой классики, используя при оформлении флорентийскую мозаику, бронзовое литье, сусальное золочение, майолики, резьбу по камню, скульптурные изваяния и фресковую живопись, воочию демонстрируя наглядное существование воплощенной советской утопии. «Сюжеты и мотивы Древнего мира и Античности, избираемые в качестве прототипов для оформления многих станций, служили очень понятной отсылкой к мифическому золотому веку, которая была призвана рассказать о достижениях советской реальности». 

В книге приводятся проекты станций, рассказывается о сталинской неоклассике, творчестве одного из главных создателей Московского метро – архитектора Алексея Душкина, первая станция которого – «Дворец Советов» («Кропоткинская») - органично сочетает древнеегипетский стиль с государственным символизмом Страны Советов. В тексте подробно рассказывается о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства, метро в годы войны, метро после 1955 года, и пути к модернизму: от 1960-х к 1980-м. 

Назад к списку рецензий


Остались вопросы?

Оставьте заявку для консультации с нашим ведущим специалистом!

Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Обратная связь
Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Заявка на возврат
ФИО*
Адрес доставки*
Телефон*
E-mail
Дата покупки*
Выбрать дату в календаре
Номер заказ*
Причина возврата*
Прикрепить заявление*
type="file" />
Прикрепить чек
type="file" />
CAPTCHACode